Церковь в д. Яндомозеро

Русский Север привлекает специалистов и любителей рукотворных сельских пейзажей удивительно гармоничным и глубоко народным, сохранившимся с далеких прошлых времен деревянным зодчеством. С подлинно народным искусством деревянного храмостроения «как мера и красота скажут» мы можем еще соприкоснуться не только в широко известных музеях под открытым небом, а непосредственно на местах создания памятников, в их естественном природном окружении, на рельефе, обусловившем объемное и планировочное решение сооружений. Старые деревни, расположенные в стороне от больших дорог , городов, постепенно умирают, и с ними вместе, оставленные без должного ухода и внимания, начинают разрушаться и замечательные памятники архитектуры. На территории Заонежья, Медвежьегорский район, являвшейся к началу ХХ века богатейшей сокровищницей народного искусства, фольклера, архитектуры, ремесел, сегодня мы видим запустение, гибель объектов культурного наследия, за которым неизбежно следует и гибель нации.

Хотя еще не все потеряно, и наши общие усилия могут приостановить этот процесс. Памятники ждут нашей помощи, и в случае их сохранения они со временем станут той основой, благодаря которой может произойти возрождение земли.

Один из таких памятников – это Варваринская церковь в Яндомозере. Храм был поставлен на красивом месте, вблизи берега озера в 1653-56гг. Для внимательного исследователя эта церковь служит интереснейшим историческим документом, по которому можно с увлечением читать повествование о происходивших во времени изменениях в архитектурных , конструктивных, технологических приемах народных мастеров-плотников, о поступательном развитии плотницкого мастерства, опосредованно – об изменении поселения, увеличении его населения и т.п.

Изначально эта церковь была клетской, т.е.она состояла из трех помещений, трех рубленых из бревен клетей разной высоты- алтаря, с крышей типа «бочка», молельного помещения, трапезной, покрытых двускатными крышами. Представляла собой наиболее простой тип храмов, главным отличием которых от остальной жилой и гражданской застройки сел являлась главка с крестом на коньке крыши. В начале XVIII века выросло число деревень, приписанных к приходу, число прихожан, и было решено поновить церковь, придать ей более выразительный, нарядный вид.

Храм перестроили, разобрали двускатную крышу над молельней, на основной четверик, выполненный «с повалом» - расширением стен в верхней части, поставили еще восьмигранный сруб, также расширяющийся кверху, как раскрывающийся бутон цветка. Завершили сруб высокой шатровой крышей, увенчанной небольшой луковичной главкой с крестом. Чтобы еще больше принарядить храм, по периметру восьмерика устроили декоративный, так называемый «фронтонный пояс», в виде зубчатого кружевного воротника охватывающего сруб. Горизонтальный балочный потолок храма был заменен на живописное «небо», потолок в виде усеченной пирамиды с гранями, представляющими собой расписанные иконы. Система первоначальных, небольших окошек храма, их месторасположение очень продумано функционально. Их нерегулярная постановка объясняется необходимостью обеспечить освещением определенные важные зоны внутреннего пространства храма. Свет должен падать на иконостас, на аналой , клиросы, чтобы дать возможность людям «читать» иконы, общаться с ними. Учитывая условия освещенности на Севере, и количество окон на южной стене было больше, чем на северной. Следы всех перестроек храма сохранились на его стенах, конструктивных элементах, и храм легко поддается графической реконструкции.

В конце XVIII века, когда широкую популярность получило строительство колоколен, здесь в Яндомозеро рядом с церковью, с некоторым смещением от ее продольной оси, возвели монументальную колокольню, в виде высокого восьмерика на четверике. Вместе с шатровым покрытием достигая 35 м, колокольня превзошла по высоте церковь. Народными безымянными зодчими был сформирован замечательный архитектурный ансамбль, который благодаря своему расположению на берегу озера превратился в главный опознавательный знак села, видимый с дальних подходов по воде, играющий роль своеобразного маяка. Памятник перенес еще несколько реконструкций,- в начале XIX века были соединены крытым переходом церковь и колокольня с изменением формы и конструкции притвора и крыльца.

В конце XIX века при ремонте храма традиционные, выработанные веками конструктивные приемы были отброшены в угоду новым архитектурным веяниям, упрощенным строительным решениям и подражанию каменным постройкам. Был увеличен проем между трапезной и храмом, расширены, с урегулированием их расположения, окна , стены обшиты снаружи и изнутри тесом и окрашены. Образ храма изменился, утратив часть своей былинной величавости, но в тоже время, старые бревна сруба получили защиту от влияния разрушающих его погодных явлений. Хорошая обшивка и должный уход за памятником на какое-то время позволили продлить срок его жизни. Но произошедшее затем запустение храма, брошенного на произвол судьбы в период антирелигиозной борьбы, привело к тому, что за период с 1930-х по 1950-ые гг. здание начало интенсивно разрушаться.

Его первая реставрация произведена в конце 1950-х гг.под руководством архитектора А.В.Ополованикова, обследовавшего памятник и предложившего восстановить его в наиболее выразительном облике на конец XVIII века, без обшивки, с реконструированными небольшими косящатыми окнами. Почти через 20 лет после этой реставрации, реставраторы вновь возвратились к памятнику. Продолжалось разрушение древесины его сруба, который после снятия обшивки вновь попал в неблагоприятные условия. Была проведена химконсервания памятника, но она не дала желаемого результата, и к настоящему времени памятнику вновь необходима серьезная помощь для его сохранения. Проблема усугубляется еще и тем, что он находится в трудно доступном на сегодня месте, многодворное ранее село, почти полностью опустело, за памятником нет никакого ухода.

Существовавшая в 1980-ые годы структура охраны с определенным штатом сторожей-смотрителей разрушена, финансирование на эти мероприятия никто не проводит. На 2011 год подается заявка в Федеральную целевую программу «Русский Север» на выделение средств на проведение первоочередных работ на Яндомозерской церкви, но будет ли она туда включена, пока не известно.